Этот предмет преподавался ежедневно и включал элементы истории, географии и естествознания. Учебник Вешние всходы ("Весенние ростки") для чтения в классе и обсуждения, устных и письменных упражнений как в школе, так и дома, разработанный Дмитрием И. Тихомиров приводит пример. "Вешние всходы" были опубликованы в 4 томах и выдержали несколько десятков переизданий. Учебник был принят для начальных народных учебных заведений специальным отделом Ученого комитета Министерства народного просвещения.
В дореволюционных учебниках наибольшее внимание в воспитании молодежи уделялось труду. Так, на первой странице первого учебника "Вешние всходы", ориентированного на младших школьников, говорилось:
причины начала второй мировой войны
Да поможет тебе Бог! Пахарь работает в поле, зарабатывает себе на хлеб насущный. – Боже, выращивай хлеб для всего мира!
Учитель просыпается в школе, учит детей доброте и здравомыслию. – Помоги ему, Боже! Когда дети вырастут, они будут ему благодарны.
Дети учатся в школе; дети прилагают все усилия. – Да поможет вам Бог, дорогие дети! Учитесь и растите на радость своим родителям и на благо других людей!
Пусть Бог ускорит любое дело, которое служит трудящимся и на благо других людей! – Бог ускоряет каждое доброе дело.
Библия, Книга священного чтения (Book of Holy Reading), Детский мир (Children's World) и Родное слово (Native Word) Константина Д. Ушинского часто использовались в преподавательской деятельности.
Учебный год в начальных школах начинался с 1 по 15 сентября. Продолжительность учебного года в церковно-приходских школах составляла от 109 до 160 учебных дней, а в земских школах – от 130 до 163 дней. Количество учебных дней часто было меньше из-за местных погодных условий, а именно метелей и весенних паводков, когда школьники не могли добраться до школы.
последствия второй мировой войны
В 1903 году, согласно данным, опубликованным Министерством народного просвещения, количество начальных школ различных типов и администрации увеличилось до 87 973, число учащихся возросло до 5088 029 (Пояснительная записка 1912: 185). С одной стороны, количество начальных школ увеличилось на 25 тысяч единиц, а количество учащихся - на 1,8 миллиона человек. С другой стороны, мы не должны забывать о демографическом взрыве, совпавшем с правлением Николая II. Если учесть тот факт, что ежегодный прирост населения России составлял 3,6 миллиона человек (в период с 1894 по 1911 год население увеличилось на 44 миллиона человек, исключая Финляндию [Там же: 190]), то усилия правительства в отношении народного образования в первом десятилетии 20го века были недостаточными.